Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Поскольку язык является одним из наиболее фундаментальных оснований культуры и человеческого бытия, он с необходимостью оказывается объектом философского осмысления. Свои соображения относительно языка высказывали уже античные философы Сократ, Платон и Аристотель. Средневековые схоласты, гуманисты эпохи Возрождения, представители немецкой классической философии по-своему осмысливали роль языка и слова в жизни человека и человечества; в ХХ веке философия языка окончательно оформилась как самостоятельная философская дисциплина. Рассматривая вопросы происхождения, сущности и функций языка, философия вступает во взаимодействие с целым рядом гуманитарных наук, и прежде всего с лингвистикой. В смысловом пространстве конкретных наук философия призвана выполнять роль методологического основания, поскольку объект науки предстает перед философией в широком социокультурном контексте и с ориентацией на выяснение предельных, фундаментальных вопросов существования этого объекта. Философский подход предполагает возможность внешнего, рефлексивного взгляда на конкретнонаучные дискуссии, что позволяет давать независимые оценки выстраиваемых позиций и генерировать новые ракурсы рассмотрения проблем.
Естественные человеческие языки в течение тысячелетий функционируют как средство общения и мыслительной деятельности. Разумеется, формирование и одновременное существование огромного количества языков на протяжении истории человечества создает определенные трудности в общении представителей разных народов, племен и других языковых сообществ. Во все времена эта задача решалась путем усвоения индивидуумами или целыми социальными группами языка другого народа или племени, что было обусловлено различными социальными, политическими, экономическими причинами. В современных условиях к факторам, определяющим необходимость усвоения других естественных языков в дополнение к родному, относятся глобализация, различные виды миграции, мультикультурализм, межнациональные браки – самые разнообразные процессы, делающие ситуацию пребывания или проживания людей в зонах распространения иного языка скорее типичной, чем исключительной.
Предмет: понятие билингвизма.
Объект: билингвизм сквозь призму философской рефлексии.
Цель: рассмотреть билингвизм сквозь призму философской рефлексии.
Задачи:
1. Проанализировать понятие рефлексии в социально-философском контексте
2. Рассмотреть понятие билингвизма
3. Выделить особенности природы билингвизма и связи между языком и мышлением как важнейшая проблема теоретического языкознания и философии языка
4. Выделить феномен билингвизма с философских позиций
Глава 1Понятие рефлексии и билингвизма
1.1 Рефлексия в социально-философском контексте
В структурах социальной философии сегодня окрепло убеждение в том, что некоторые проблемные факторы социокультурной реальности, так или иначе осложняющие процесс общественного воспроизводства, требуют многостороннего осмысления. К их числу следует отнести: информационную революцию, модификацию либеральных ценностей (как-то переформатирование христианских ценностей в европейские), а также консюмеризм - смысл существования сегодня зачастую сводится к материальной полезности и гедоническим удовольствиям. Жизнеспособность каждого из этих факторов в той или иной степени поддерживается каждым человеком. Тем самым на каждого возлагается собственная толика ответственности за качество общественного бытия. Рефлексивное осознание данного обстоятельства – важнейшая бытийственная задача современного общества. Коротко говоря, проблемная специфика современного социального состояния такова, что сегодня становится особенно важным человеческое измерение любой социальной деятельности.
Регулярно возникающая в современном обществе аномия как временная утрата действенности социальных норм, обусловленная кризисными явлениями различного генеза (Эмиль Дюркгейм), лишает людей надежды, выбивает у них почву из-под ног. Разобщённость, отчуждённость людей друг от друга есть проявления аномии, свидетельствующие о том, что уязвимость социальной системы требует адекватного уравновешивания, в том числе, посредством качественного совершенствования различных видов деятельности, к числу которых относятся гуманитарные интеракции, а, значит, и философствование (рефлексия).
Подлинное, глубокое философствование (рефлексия) как сугубо человеческая способность не только к конкретным, но и к абстрактным размышлениям о природе, собственном существовании, отношении к людям, базируется на методологии, категориях и понятиях, выработанных историей познания.
Важной особенностью метода научного познания является соединение в индивидуальном познавательном акте двух сфер – области чувственного познания и сферы абстрактного познания.
Заметим при этом, что геометрический стиль, как способ осмысления бытия, В охватывает все сферы мировоззрения человека [4, С.12], и предполагает опору на вышеназванные области познания. Сердцевину же геометрического стиля составляет воображение, которое, по определению Аристотеля «есть нечто отличное и от ощущения, и от размышления;без воображения невозможно никакое составление суждений… ведь оно есть состояние, которое находится в нашей власти….всякое воображение связано либо с разумом, либо с чувственным восприятием…воображение есть некоторое движение и не может возникнуть без ощущения, а возникает лишь у ощущающих и имеет отношение к ощущаемому» [8, С.20].
Отметим, что доказательный геометрический порядок, привлекавший многих философов, а также воображение, обладающее колоссальным познавательным зарядом, вкупе способны составить логичную и эстетичную систему социально-философских умозаключений.
Современная действительность, маркируемая множеством социально-философских обозначений как-то «информационное общество», «общество потребления», «постнеклассическая эпоха», «мозаичная культура», «общество постмодерна» и т.д., к человеческому существованию предъявляет определённые требования. Многие из них сводятся к необходимости достижения жизненного успеха любой ценой. Человеку вменяется в обязанность сдавать своего рода социальные нормативы, в частности, иметь в собственности и непременно пользоваться определёнными благами цивилизации.
В этом многими и видится жизненный успех. Подобного рода жизненные установки можно, как аполлогизировать, так и критиковать - само по себе наличие у человека данных благ цивилизации, безусловно, не плохо, а в большинстве случае необходимо. Речь идёт о том, чтобы не делать человека рабом такого рода благ, а, значит, не вступать в ненужные соревнования с другими людьми на предмет первенства в обладании ими. В первую очередь такого рода понимание необходимо поколению так называемых «молодых взрослых» - 17-ти-25-ти летним людям. В силу их не до конца сформировавшегося мировоззрения и незрелой психики это сопряжено с жизненными разочарованиями.
Нужны действенные примеры, способные внушить им идею о том, что жизненные разочарования являются не неизбежными в случае избрания в качестве мерила жизненного успеха иной, отличной от потребительской, системы жизненных координат.
К тому же при этом «на рубежах исторических переломов возникают… созвездия человеческих групп. Они знают многое ценное за их спинами и несут за собой эти ценности прошлого. Из пыли истории они умеют извлекать вещи, оживлять их и давать им близкое современное значение. Они знают неизбежность конца доживаемой ими эпохи…» [5, С. 677]. Из таких «созвездий человеческих групп» внимания в контексте заявленной темы заслуживают, в частности, идеи-мысли Л.Н. Толстого (1828-1910гг.) и Митио Каку (род.1947 г.).
Итак, Л. Н. Толстой определял успех следующим образом: успех – это когда тебя любят все.
Данную трактовку успеха можно объединить со следующей точкой зрения М. Каку: для достижения успеха в будущем, людям следует сегодня развивать те способности, которые не доступны роботам, а именно: креативность, воображение, инициативу. Всё потому (стратегически
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1 Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. – М.: Наука, 1976. – 384 с.
2 Витгенштейн Л. Избранные работы: пер. с нем. и англ. – М.: Территория будущего, 2005. – 439 с.
3 Каку М. Будущее разума / М. Каку. – М.: ООО Альпина нон-фикшн, 2015. – 235 с.
4 Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства: В 2-х т. 4. / В.В. Кандинский. – М.: Гилея, 2001. – 344 c. – URL: http://www.kandinsky-art.ru/library/isbrannie-trudy-po-teoriiiskusstva69.html (дата обращения: 20.09.2017).
5 Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка // Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка: когнитивные исследования. – М.: Знак, 2012. – С. 63–78.
6 Кубрякова Е.С. О месте когнитивной лингвистики среди других наук когнитивного цикла и о ее роли в исследовании процессов категоризации и концептуализации мира // Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка: когнитивные исследования. – М.: Знак, 2012. – С. 35–42.
7 Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с.
8 Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Сакральная геометрия / С.М. Неаполитанский, С.А. Матвеев. - СПб.: Издательство института метафизики, 2004. – 632 с.
9 Петров-Водкин К. Пространство Евклида / К. Петров-Водкин. – СПб.: «Азбука», 2000. – 768 с.
10 Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики / Пифагор. – М.: Эксмо, 2004. – 448 с.
11 Пономарёва Н.Д. Социально-эпистемологический контекст факторов рефлексии современного общества: дисс. … канд. филос. наук: 09.00.11 : защищена : 23.12.2010 : утв. 23.05.2011 / Пономарёва Наталья Дмитриевна. – Ижевск, 2010. – 150 с.
12 Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение. / Прокл. - М.: «Греко-латинский кабинет® » Ю.А. Шичалина, 1994. - 224 с.
13 Райл Г. Понятие сознания: пер. с англ. – М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 408 с.
14 Таскаева Е.Б. Многоязычие в современном мире: культурные традиции и направления исследования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. – 2017. – № 2. – С. 50–57.
15 Толстой Л.Н. Философский дневник. 1901-1910. / Л.Н. Толстой. – М.: Известия, 2003. – 543с.
16 Электронная библиотека Института философии РАН. «Новая философская энциклопедия». Кандинский. – URL: 12. https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH7c502f19983e818d24187c) (дата обращения: 23.09.2017.).
17 Austin J.L. How to do things with words. – London: Oxford University Press, 1962. – 166 p.
18 Bloomfi eld L. Language. – London: George Allen & Unwin, 1935. – 566 p
19 García O., Lin A.M.Y. Translanguaging in bilingual education // Bilingual and Multilingual Education / O. García, A.M.Y. Lin (eds.). – 3rd ed. – Cham, Switzerland: Springer, 2017. – P. 117–130. – (Encyclopedia of Language and Education).
20 Grosjean F. Bilingual: life and reality. – Cambridge: Harvard University Press, 2010. – 276 p.
21 Hamers J., Blanc M. Bilinguality and bilingualism. – Cambridge: Cambri dge University Press, 2000. – 458 p.
22 Macnamara J. The bilingual’s linguistic performance – a psychological overview // Journal of Social Issues. – 1967. – Vol. 23, iss. 2. – P. 58–77.
23 Quine W. Word and object. – Cambridge: MIT Press, 1960. – 314 p.
24 Russell B. Human knowledge: its scope and limits. – London: George Allen and Unwin, 1948. – 538 p.
25 Ryle G. The concept of mind. – Abingdon: Routledge, 2009. – 377 p.
26 Wittgenstein L. Philosophical investigations. – Oxford: Blackwell Publ., 2009. – 322 p